Двукратный призер Кубка России и Чемпионата России по трофи-рейду Роман Нарыков точно знает, что такое бездорожье, потому что трофи-рейд - это как раз езда по затопленным болотам, непроходимой грязи, в общем там, где под силу ехать только танку. Впрочем, по словам нашего собеседника, их с братом верный Land Rover Defender и есть танк во плоти. Однако бывают такие моменты, когда и по городским улицам проехать совсем непросто. О том, почему так происходит, рассказал наш гость.
- С чего началось увлечение трофи-рейдом?
- Как-то неожиданно все произошло. В 2007 году мы с братом узнали, что в Щетинке будут проходить соревнования. На тот момент у брата был УАЗ Патриот, и мы решили с ним попробовать свои силы. Автомобиль был стандартной комплектации, но первые два турнира прошли на нем. В первый раз доехали до финиша, для дебютантов — это уже достижение. На вторых соревнованиях все было уже серьезнее — до финиша не добрались (смеется).
- А дальше на каком транспорте выступали?
- На тех же УАЗах в разных экипажах, только пытались их модернизировать. Но опыта нужного у нас не было, делали по наитию...и по большей части неправильно. С 2009 года мы с братом решили объединиться в один экипаж и начали участвовать профессионально. В том же году заняли третье место на финале кубка России. С тех пор мы — семейный экипаж. Пилот — Константин, я - штурман.
- То, что вы братья, помогает?
- Ну скажем так, не мешает.
- А какая у вас сейчас машина?
- С 2009 года выступаем на Land Rover Defender 90. Этот автомобиль полностью подготовлен под категорию ТР-1. И собирал его настоящий механик.
- Какие задачи у вас как у штурмана?
- Прокладка маршрута, выбор стратегии гонки: всегда есть несколько вариантов куда поехать и как поехать. Я должен все учесть. Ну и если машина застряла, то вытаскивать ее приходится мне.
- Самую тяжелую гонку помните?
- Каждая гонка по своему тяжелая. Как-то в Липецке 1,5-километровую трассу преодолевали 5 часов. Потому что она пролегала через затопленный лес и эти 1,5 км приходилось ехать практически на лебедке. Откапываешь машину, подтаскиваешь ее на лебедке, она тонет, опять откапываешь.
В Твери ехали по торфяному болоту. Ну как ехали... Шли пешком всю гонку, потому что стоило только сесть в машину, как она начинала увязать.
- Что нужно для участия в трофи-рейде, помимо умения водить авто и самого автомобиля?
- Умение ориентироваться на местности по карте или GPS.
- Можете сказать, что сейчас трофи-рейд развивается?
- Нет. Количество участников резко сократилось. Если в 2007 году в нашей категории как правило всегда набиралось от 20 до 40 машин, то сейчас 10 машин — это уже много. Сильно ударил кризис, так как ремонт автомобиля очень дорого стоит. И к тому же для привлечения зрителей ничего не делается. Люди не знают о трофи-рейде. Да и нет у нас таких энтузиастов, которые чтобы посмотреть этап, в выходной день наденут болотные сапоги и пойдут несколько километров по пересеченной местности в поисках интересной точки.
Все логично. Когда нет спонсоров, спорт затухает. Сейчас он существует только на упорстве людей, которые этим болеют.
- Зрители могут помочь экипажу выбраться из очередной ямы?
- Это запрещено. Экипаж сразу будет дисквалифицирован. Стараемся рассчитывать только на свои силы.
- Бывали ли случаи в жизни, когда вам пригодились умения из трофи-рейда?
- И не раз! Когда в городе в очередной раз внезапно выпадет снег зимой, вот тогда приходится вспоминать все свои умения и навыки езды по бездорожью.
- Давно вы за рулем вообще?
- С 2002 года, первой машина был ВАЗ 2109, сейчас Land Rover. Самой лучшей машиной считаю Land Rover Defender — это танк на колесах. Это машина, которая тебе позволяет ездить где ты хочешь и как хочешь. Когда сажусь в другой автомобиль, автоматические начинаю его беречь, опасаюсь, что он застрянет, не проедет, что я могу его поцарапать или что-то пробить.
- Что для вас автомобиль?
- Неотъемлемая часть жизни. Иногда получается, что большую часть дня я провожу за рулем.
- Приходилось ли вам сталкиваться с хамством на дорогах, как реагируете? Есть ли у вас рецепт борьбы с автохамством?
- Постоянно сталкиваюсь, реагирую по-разному, в зависимости от настроения. Часть водителей думают, что можно переписать правила дорожного движения под себя. Действуют так, как будто всегда правы. Я не спорю, все нарушают, нет человека с нимбом на голове, но при этом надо стараться не создавать помех другим.
К тому же, с нашей плохо развитой дорожной инфраструктурой иногда водители просто вынуждены нарушать из-за узких улиц, отсутствия развязок.
- В Курске достаточное количество парковок?
- Ни в центре, и в других частях города парковок недостаточно. Причем, идея с платными парковками однобокая. Создаете платные, определите сразу места и для бесплатных парковок. У человека должен быть выбор, а пока получается, что нас загоняют в угол: или плати, или не едь на машине. Думаю, тот, кто придумывал этот закон, не имеет понятия, что такое проблема с парковкой.
- Что вы думаете о недавно предложенном законе о пожизненном лишении прав пьяных водителей, устроивших смертельные ДТП?
- Жаль, что закон не приняли. Я только за!
- Как думаете, за какие еще нарушения можно также жестоко наказывать?
- Двоякий вопрос. Сейчас в стране происходит только ужесточение правил, но для улучшения дорожной системы не делается ничего или делается, но в очень незначительном количестве. Первым делом как происходит — давайте ужесточим, а расширим дорогу или сделаем развязку потом. Все время на это не хватает денег. А ведь вместе с ужесточением правил нужно заниматься и дорожной инфраструктурой. Нужно давать людям шанс не нарушать ПДД. Из-за чего чаще всего это происходит? У нас же "убитые" дороги, выгляните в окно - асфальт сошел вместе со снегом.
- Ваше пожелание курским автолюбителям.
- Безопасной езды! И принимайте участие в автомобильных соревнованиях, получайте адреналин и опыт вождения в экстремальных ситуациях!