Для корректного просмотра сайта выключите в браузере расширение AdBlock.
0
Группа Newauto46.ru Вконтакте Newauto46.ru в Instagram
Сегодня: 19 апреля 2024 года
Пишите: [email protected]
Телефоны: (4712) 730-073
Новости и интервью | Автолайф
Ссылка на страницу: http://newauto46.ru/autolifes/12
Тигрий Хачатрян: Автомобиль — это не идол, а средство передвижения
- 2016-08-23 - Анна Москалева -

Новый гость нашей рубрики на первый взгляд не совсем вписывается в контент автомобильного портала. Руководитель миссионерского отдела Курской епархии, протоиерей Тигрий Хачатрян за рулем шесть лет. Мы побеседовали о том, чего надо желать «дуракам на дорогах», как профессиональным водителям избежать инсульта, действительно ли процветает автохамство и о многом другом. К тому же, как выяснилось, есть немало вопросов, которые находятся именно в сфере интересов религии и автомобилистов. С них мы и начали разговор.

- Обряд освящения автомобиля. Нужен ли, что он дает?

- Речь идет не об освящении автомобиля, а о благословении ехать с Божьей помощью. У православных христиан принято спрашивать благословения на каждое доброе дело. Вождение автомобиля — это настолько ответственное и непростое дело, что без разума, без навыков, полученных в автошколе, ну и безусловно без Божьей помощи, здесь не обойтись. Поэтому каждый раз, когда мы обращаемся к священнику с просьбой освящения автомобиля, по сути мы спрашиваем у Бога благословения.

Бывали случаи, и у меня, и у других священников, когда приходили люди и говорили: «Вы освятили нам автомобиль, а мы два раза попали в ДТП». Пытался им объяснить, что так произошло не потому, что я плохо освятил автомобиль. А потому что в силу разных обстоятельств, может быть, Божьим промыслом им суждено было попасть в ДТП. Может быть, для того, чтобы они ездили внимательнее и не полагались только на Божью помощь. Потому что если я буду полагаться только на Бога и за рулем писать смс, или говорить по телефону, не смотреть на дорогу, то рано или поздно попаду в аварию. Удивляться и уж тем более, валить все на Бога, церковь и «плохое» освящение, не стоит. Бог помогает нам тогда, когда мы сами себе помогаем.

- Нужны ли иконы в автомобиле, есть ли какие-то рекомендации, какие именно иконы должны быть и где они должны располагаться?

- Иконы нужны и должны находиться в поле зрения, но так, чтобы не мешать водителю. Чтобы каждый раз, садясь в автомобиль, он мог обратить на них внимание, перекреститься, сказать «Господи, помоги, чтобы ничего не случилось». Чаще всего в автомобили крепят иконы Спасителя, Божьей матери и святителя Николая, но вообще можно взять любую икону.

Но главное, чтобы человек понимал, что сейчас он приступает к ответственному делу, которое в случае неправильного вождения может обернуться трагедией. Поэтому лучше лишний раз помолиться — это никогда не помешает. Это помогает настроиться, сосредоточиться, чтобы не витать мыслями во время езды.

- Есть ли святой покровитель у автомобилистов и особая «дорожная» молитва?

Чаще всего молятся святителю Николаю. Есть отдельная молитва для путешествующих «Апостолу Луке и Клеопе». Бывает, что текст молитвы размещают прямо в автомобиле. Думаю, не грех будет, если утром человек, даже не собирающийся в путешествие, будет садиться за руль и читать эту молитву. Вообще всегда, освящая автомобиль, говорим водителям: «Лишний раз перекреститесь, не помешает».

- Что делать, если досталась машина с иконами?

- Иконы это всегда иконы. Неважно в какой церкви приобретены, каким водителем размещены. Единственное, что у водителей есть такое поверье или привычка, они любят заново освящать автомобиль, когда приобретают у другого владельца.

- Нужно ли что-то особенное, если приобрели машину, попавшую в аварию?

- Совершенно не нужно озадачиваться суевериями. Достаточно просто ее освятить.

- Как вы относитесь к кенотафам вдоль дорог?

- По данному вопросу нет никаких общецерковных решений, поэтому выскажу мое мнение. Я противник установки этих памятников, потому что это удручает. Давайте представим, что на каком-то участке дороги произошло несколько ДТП со смертельным исходом, получается, что надо весь этот участок уставить кенотафами. Но что это даст тем, кто продолжает ездить по этой дороге и нарушать? Да ничего. Их это не остановит. А вот само присутствие этих памятников меня, по крайней мере, смущает и огорчает, повергает в ненужную грусть. И так в жизни много грустного, лишний раз хочется порадоваться.

Конечно, когда видишь такие памятники, перекрестишься, помолишься, но мне кажется, это не самое лучшее средство назидания и обличения нерадивых водителей.

- Часто водители ведут себя чрезвычайно эмоционально за рулем. Бывает, что и от крепкого словца не удержатся....

- Конечно, ведь они постоянно пребывают в напряжении. У меня тоже бывали ситуации, когда я еду по правилам, и тут кто-то или подрезает, или резко выезжает со второстепенной дороги. Но именно в такие моменты проверяется и крепость наших нервов, и наше духовное состояние. Надо постараться реагировать сдержаннее, не ругаться, а лучше лишний раз помолиться за этого человека. В народе есть не самая удачная пословица: «УДД — уступи дорогу дураку», но мы как христиане все-таки руководствуемся не этим принципом, дескать, ну его, пусть себе дальше катится, а надо сказать «Господи, вразуми человека!» Подрезать в ответ, выходить из машины и выяснять отношения, я считаю, совсем неправильно. А вот просьба вразумить в любом случае пойдет на пользу и вам, и нарушителю.

- Не надо ли водителям бывать в церкви чаще других?

- Безусловно. Особенно это касается профессионалов. Насколько я помню, еще советские ученые проводили исследования вредности этой профессии. Так они выяснили, что такие водители часто зарабатывают себе по несколько микроинсультов за короткий промежуток времени, которые они могут даже не замечать. Но потом это может вылиться в реальный инсульт.

Поэтому им надо и физическое здоровье поддерживать в форме, и духовное тоже. Потому что в этой профессии может быть и осуждение людей, и сквернословие, что, естественно, требует очищения совести.

- Обязательно ли креститься в автомобиле, общественном транспорте, когда проезжаешь мимо церкви?

- У церкви нет никаких рекомендаций на этот счет, но я знаю, что традиция такая есть. Замечаю даже по жителям Железнодорожного округа. Вижу как практически каждый проходящий человек и проезжающий мимо храма, осеняет себя крестом. Это очень добрая, правильная традиция, потому что в этот момент отрываемся от земной суеты и воспаряем мыслью к Богу. Осеняя себя крестным знаменем мы делаем себе гораздо лучше, чем если бы проехали и ничего не сделали бы. К сожалению, в течение дня мы больше делаем плохого, чем хорошего. А тут есть повод Богу помолиться. Я настоятельно всем рекомендую, проезжая мимо храма, перекреститься, если это, конечно, не повлияет на качество вождения.

- Помогает ли вам автомобиль в работе? И вообще каково ваше отношение к тому, что сейчас «автомобили буквально все заполонили»?

- Сегодня автомобиль — это совсем не роскошь, а средство передвижения. Я отец большой многодетной семьи, у меня шесть детей, совсем слабо себе представляю жизнь без автомобиля. Тем более, сейчас мы живем в пригороде. В день приходится проезжать не меньше 50 километров.

Понятно, что не нужно делать из автомобиля какого-то идола. Я считаю, что автомобиль должен быть, средней цены, удобный, комфортный.

Я противник того, чтобы священнослужители ездили за рулем автомобилей бизнес-класса. Но бывают такие ситуации, когда приезжает какой-нибудь благотворитель и просто дарит. Такое часто бывает. Конечно, таких батюшек осуждают, не зная, кто и как приехал, и за что подарил. Думают, какой же батюшка банк ограбил? А на самом деле он ничего не грабил, просто мера людской благодарности оказалась именно такой.

В общем, мое понимание этого вопроса — любой человек имеет право на автомобиль, если ему позволяет достаток.

- Самым наболевшем вопросом курских автомобилистов в последнее время стал вопрос о платных парковках. О том, что это неудобно, дорого, непродуманно. Вы уже пользовались ими?

- Еще не приходилось, но, думаю, что вряд ли удастся обойти их. Честно скажу, что как водитель, конечно, я сторонник бесплатной парковки, понятно, что никому не хочется платить. С другой стороны, может, это действительно какое-то разумное пополнение бюджета. Главное, чтобы цены были адекватными. Хотя сейчас получается совсем недешево, если пользоваться этими парковками активно.

Понятно, что надо этот вопрос как-то решить. Количество автомобилей превышает все разумные нормы. В этом плане городским властям надо подойти к решению вопроса гибко, может быть, сделать упор на постройку многоярусных, подземных парковок, и пересмотреть ценовую политику.

- Порой бывает так, что отношение к железным коням у их владельцев более трепетное, нежели к другим участникам дорожного движения, в частности, к пешеходам. Как думаете, чем это можно объяснить?

- Это связано с неудержимым культом потребления, который, к сожалению, сложился у нас как определенная норма мышления. Такова реальность. Вся система информирования на том и строится, чтобы мы покупали больше, чтобы проводили свою жизнь в конкурентной борьбе за более дорогие материальные ценности.

Поясню на примере рекламы автомобиля, которую часто крутят по радио. В конце рекламного ролика густым басом, в духе блатной элегантности звучит «Превосходство — твое право». Возникает вопрос — является ли превосходство правом каждого человека или же это превосходство одного над другим? Но если превосходство объявляется моим правом, то задается интересная тональность, которая предполагает, что я непременно имею превосходство над тем, кто не имеет этого автомобиля.

В данном случае закладывается конкурентная пружина отношений, которая обязательно предполагает поиск и способы достижения цели этого превосходства, то есть я должен работать и жить, чтобы купить этот автомобиль. Моя цель - уже не люди, а превосходство над этими людьми. Совершенно другая философия жизни. Это очень плохо. В христианстве изначально лежит мысль, что важен человек, который поклоняется Богу и любит ближнего как самого себя. Все остальное от лукавого.

- Как реагируют сотрудники ДПС на священника за рулем?

- По разному, но в основном благосклонно, очень уважительно. Иногда даже бывают чрезмерно к нам снисходительны. Конечно, в жизни священника бывают обстоятельства, когда надо спешить, приходится даже нарушать по мелочи. Я - сторонник осторожной внимательной езды, хотя всякое бывает. Несколько раз мне приходилось получать грамотные, компетентные и совершенно не надменные замечания от сотрудника ГИБДД, после которых я готов был человеку по пояс поклониться, за то что он и отнесся со снисхождением, и подсказал.

Но если священнослужитель начинает резко понижать градус уважения к себе, грубо нарушая ПДД, то, конечно, ни о каком снисхождении речи быть не может, оштрафуют так же, как и всех.

- В последнее время из-за большого притока новых водителей в России ДТП стали случаться в пять раз чаще, чем в большинстве стран Европы. Чаще всего к авариям приводит безответственность водителей. Как вы думаете, что нужно сделать в глобальном плане, чтобы привить культуру вождения?

- Вообще в последние годы в нашем регионе общеводительская культура все-таки выросла. Еще каких-то 10-15 лет назад, увидеть, к примеру, как уступают дорогу водителю, выезжающему со второстепенной дороги, было практически нельзя. А сегодня это в порядке вещей. Часто уступают тому, кто перестраивается во время движения. Раньше это могло случиться в одном случае из ста.

Я думаю, что мы можем весьма быстро сделать скачок к тем странам, в которых очень высокая культура вождения, если родители, садясь в автомобиль с ребенком, будут объяснять ему, что такое вождение, насколько это серьезно, как важно уметь уступать. К тому же, родитель за рулем должен сам вести себя правильно, а во-вторых, в случае нарушения правил другими водителями или пешеходами, пояснять, почему так делать нельзя. То есть культура вождения формируется в семье. А еще она тесно связана с воспитанием человека. Если он просто сам по себе вежливый, грамотный, понимающий, то и водить автомобиль будет так же.

Несколько лет назад я стал свидетелем безобразной сцены. Один автомобиль выезжал со двора, другой заезжал, встретились лоб в лоб, никто не захотел друг другу уступить. Водители стали выяснять отношения в очень грубой форме, подключились дамы из обеих машин. Все это переросло в большую ругань. И все это вместо того, чтобы кому-то сесть в автомобиль и отъехать. Это было бы показателем великодушия, а не слабости. Ну уперся человек, извиняюсь, рогом, считает, что он крутой, что если уступит дорогу, то покажет себя слабаком. Ну и пожалуйста, пусть он так считает, а я спокойно отъеду и вскоре уже забуду про него.

Надо понимать, что истинная водительская культура заключается в великодушном отношении к другим водителям.

- Сталкиваетесь ли вы с автохамством? Или все же чаще бывали случаи выручки и взаимопомощи?

- С приличным, уважительным отношением сталкиваюсь все чаще и чаще. Уже можно сказать, что эта тенденция идет по нарастающей. И это приятно.

- Судебные приставы привлекают к своей работе священнослужителей. Как показывает практика, именно им удается достучаться до особо упертых должников. Может быть, попробовать поработать в похожем направлении с ГИБДД? Устраивать встречи со злостными нарушителями? Что бы вы им сказали?

- Да, я сам участвовал в таких акциях, общался с должниками. Насчет встречи с нарушителями, я только за! Призвал бы их жить по совести и по главному евангельскому принципу: отдавай Божье — Богу, а кесарю — кесарево. Означает это: выполни закон и не нарушай.

Мне рассказывали про дорожную ситуацию в Китае, там каждый ездит, кто как хочет. Нормально отрегулированных правил нет. А ведь жизнь без правил — это хаос. А Бог — он хозяин порядка. Поэтому я - противник любой формы хаоса.

- Напоследок, что бы вы пожелали всем автомобилистам? 

- Помните о том, что каждый раз, садясь за руль автомобиля, мы становимся участниками дорожного движения, которое требует крайней степени внимания и сосредоточения. Нужно стараться добиваться того, чтобы наши потребности, амбиции не возобладали над чьей-то жизнью, не нанесли никому ущерба. Жизнь ведь стоит дороже, чем все автомобили вместе взятые.

Комментарии к статье
Гость - 16.09.2016, 18.51 -
Очень интересное интервью!
Оставить комментарий
Имя:
Текст комментария:
У вас осталось: 1000 символов
Введите сумму 42+9=
С правилами комментирования ознакомлен и согласен.
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Ветлаборатория
NewAuto46.ru © 2005-2024
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "NewAuto46" обязательна.
адрес редакции: г. Курск, ул. Дзержинского, д.84
тел./факс приёмной: 730-073
e-mail редакции: [email protected]