Гостями студии «Авторадио-Курск» накануне стали профессор, завкафедрой детской хирургии и педиатрии КГМУ Василий Петрович Гаврилюк и майор полиции инспектор УГИБДД УМВД России по Курской области Татьяна Викторовна Шеховцова. Обсудили детский травматизм, эффективность родительского контроля, разобрали примеры ДТП с участием детей. Эфир провела Лариса Акульшина.
- Поговорим мы о детском травматизме в целом и детском дорожном травматизме в частности. Тема очень серьезная и неприятная, где-то местами страшная, но обсуждать это необходимо для того, чтобы как-то улучшить ситуацию. Василий Петрович, какая статистика существует на данный период времени по детскому травматизму?
— (ВП) В год, по данным детского травматологического пункта, который находится на базе детской областной больницы №2 по улице Хуторской, проходит порядка 20-22 тысяч обращений по поводу травм различных причин. И если мы все эти травмы разделим на мальчиков и девочек, то, конечно, большее количество травм получают мальчики, потому что они более активны, менее собраны и менее внимательны, в отличие от девочек. То есть соотношение 60 на 40 процентов. Если мы разделим по причинам получения травм, то из этих 22 тысяч 60% травм будут уличного характера, то бишь когда дети предоставлены сами себе: когда за ними периодически не смотрят родители, когда они неорганизованны, а это очень часто школьные каникулы, особенно летом.
На втором месте стоит бытовая травма, за которую непосредственно несут ответственность родители и бабушки-дедушки, которые сидят с детьми. Порой это разбросанные вещи, порой это неаккуратно сложенная мебель, порой это просто невнимательность родителей.
На третьем месте стоит школьная травма, которая происходит в организованных коллективах.
И на четвертом — травма по причине дорожно-транспортных происшествий. Если взять все эти травмы вместе, то, конечно, 50% травм имеют поверхностный характер — ссадины, ушибы, или просто ребенок жалуется на боль без видимых причин. Если рассмотрим травмы по этиологии, то самые тяжелые, требующие колоссальных сил, терпения и времени медицинского персонала, а также потом амбулаторного наблюдения, это травмы, полученные детьми вследствие транспортного травматизма.
— (ТВ) С января по ноябрь этого года уже зарегистрировано 196 ДТП с участием детей, в которых 12 деток погибли, и 210 получили травмы различной степени тяжести. Если сравнивать эту цифру с прошлым годом, то у нас наметился рост. В прошлом году за этот же период было зарегистрировано 163 ДТП, где 2 ребеночка погибли, и 171 получил ранение. Цифры, конечно, страшные, но еще страшнее, когда видишь все это не в цифрах, а наяву. Ситуация сейчас усугубляется погодными условиями и тем, что водитель зачастую в силу каких-то особенностей восприятия может не заметить ребенка, он может не заметить даже и взрослого на дороге. Поэтому берегите себя на проезжей части сами и учите своего ребенка тому, чтобы он заботился о себе сам. Даже если он ступил на пешеходный переход, он должен убедиться в своей безопасности.
—Татьяна Викторовна, вот мы только что, перед эфиром обсуждали последний случай ДТП, абсурдный по сути своей. Пострадал ребенок 9-летний - велосипедистка.
— (ТВ) Да, я хочу подтвердить эту информацию. Девочка 9-ти лет попала в ДТП, управляя велосипедом. Сегодня, когда идет снег, погода совершенно не способствует управлению велосипедом даже взрослым. Уважаемые родители, следите за тем, где находятся ваши детки, даже если вы на работе. Контролируйте, чтобы таких случаев не возникало. Ребенок находился на проезжей части, хотя, в принципе, до 14 лет это запрещено. И погодные условия уже никак не способствуют езде на велосипеде. И еще, хочу сказать, что даже если ДТП произошло по вине ребенка, все равно на 100% виноваты в этом мы — взрослые. Или мы не до конца научили, или мы сам привели к этому ДТП.
— Вот такая неприятная статистика для нашей страны: в России показатели детского травматизма в 3 раза выше чем в цивилизованных странах мира. Мы где-то в первых рядах. В чем причина, на ваш взгляд? Наши родители более беспечны? Ослабляется ли родительский контроль по вашим наблюдениям?
— (ТВ) Иногда родители сами провоцируют нарушение правил дорожного движения детками. Деток в школе научили, как нужно вести себя на дороге, а родители зачастую нарушают правила сами, и, плюс, даже если ребенок-пассажир, приучите его ездить в детском кресле, пристегнутым ремнем. И сами пристегивайтесь. Если родитель не пристегивается сам, ребенок понимает, что, значит, можно этого не делать. И дело здесь даже не в отсутствии контроля, а в собственном поведении. Нужно быть законопослушным и быть примером своему ребенку.
— Как перевозить 5-летнего ребенка? (вопрос от радиослушателя)
— (ТВ) Если раньше у нас была перевозка детей в автомобиле только с использованием детского удерживающего устройства, то 12 июля этого года принято изменение в правилах дорожного движения. И теперь ребеночка после 7 лет мы можем перевозить на заднем сидении, пристегнутого ремнем безопасности. На переднем сидении автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств до 12 лет. Но Госавтоинспекция все-таки рекомендует родителям перевозить детей в детском удерживающем устройстве.
Во-первых, не все детки достигают к этому возрасту, 7-12 лет, такого роста, чтобы пристегиваться ремнем безопасности. И ремень зачастую наносит вред организму в случае резкого экстренного торможения. Он будет проходить не через грудь, как у взрослого человека, а через шею. Кроме того, оно имеет с двух сторон боковые жесткие поддержки, которые, при боковом ударе в том числе, не позволяют ребенку получить удар об автомобиль. И, хочу еще раз обратиться к родителям: не экономьте, пожалуйста — бескаркасные детские удерживающие устройства , или так называемые лямки, не совсем надежны.
— Василий Петрович, по поводу беспечности. Скажите, если не брать во внимание детский дорожный травматизм, каковы причины других видов травм? В этом случае можно говорить об ослаблении родительского контроля?
— (ВП) С каждым годом, даже на своей практике, замечаю, что беспечность родителей все увеличивается и увеличивается. Могу привести даже некоторые наглядные примеры. Все мои знакомые знают, что покупать, когда идешь на крестины, маленькому ребеночку. И я всегда говорю: «Покупайте все, что угодно. Будьте аккуратны только при покупке пеленальных столиков».
Наибольшее количество травм, вплоть до тяжелых черепно-мозговых, у грудных детей происходит, когда мама, используя пеленальный столик, уверена, что ее чадо еще не достигло возраста, когда может переворачиваться, с нетерпением ждет этого момента, но зачастую этот момент происходит уже в условиях стационара. Если вам подарили пеленальный столик, его нужно правильно использовать, и ни в коем случае не отходить, к примеру, выключить газ или ответить на телефон, когда на столике находится ребенок.
— Есть какая-то статистика детских травм в зависимости от возраста? Ведь для каждого возраста характерны свои опасности.
— (ВП) Да, конечно. Самый спокойный возраст это 1-2 месяца, когда ребеночек еще не переворачивается. В возрасте до года очень часто его подкидывают вверх . Бывает, подбрасывают, а поймать не могут. Ребенок падает, получает травму головы. Как только ребенок начинает ходить, с года до полутора лет, это совсем нестабильное и непредсказуемое создание не только на поворотах, оно и поворачивать еще не умеет. Поэтому какие-то тумбочки, диванчики с острыми углами превращаются в опасность. Существует много приспособлений, защищающих острые углы, они продаются практически в каждом гипермаркете. В любой травме, полученной ребенком, в первую очередь, виноваты родители.
— Есть еще особая категория — подростки. По-моему, это самая травматичная группа, что касается в частности и дорожной ситуации. И возраст экстремальный, и мир сейчас экстремальный: провоцирует на всяческие безумства в виде паркура, селфи на высотках. В этом возрасте, с 10 лет, дети уже и сами переходят проезжую часть, без внимания родителей. Что чаще всего нехорошего происходит с подростками?
— (ВП) Конечно, в данной возрастной категории находятся люди, которые еще не сформировались как граждане, люди, которые порой хотят доказать своим одноклассникам, или девушке «какой я молодец». Зачастую именно в этом момент они получают очень глупые, тяжелые, вплоть до открытых переломов, травмы. Но кроме того, один из типичнейших случаев это, конечно же, травмы полученные при выяснении отношений со своим одногруппником, одноклассником, или защищая подругу, когда подростки идут по улице вечером, к примеру. Когда специалист видит механизм травмы, например, перелом пятой или четвертой пястной кости, а этот подросток, глядя ему в глаза говорит «шел, споткнулся, упал и вот увидел, что у меня перелом в таком месте» — в 90% случаев это свидетельствует о том, что молодой человек что-то недоговаривает. Потому что перелом пястной кости, особенно если человек правша, можно получить только при прямом ударе и зачастую о челюсть другого гражданина.
— Еще один вид транспортного травматизма в этой возрастной категории, рост в которой колоссален — 26 подростков за прошлый год погибли в результате железнодорожного травматизма. Дети занимались так называемым «зацепингом». Дети цепляются за вагоны, чтобы покататься, доказать свою крутость, опять же, сделать крутое селфи или видео. И еще, одна проблема, которая влияет уже на дорожный травматизм — наушники. Дети не вынимают наушники, переходя дорогу. Если раньше негативный эффект оказывал надетый капюшон, то сейчас — наушники. Естественно, они не слышат транспорт. Есть такие случаи в вашей практике?
— (ТВ) Иногда в городе происходят учения, едет спецтехника с включенными звуковыми сигналами. В основном, это, конечно, нацелено на обучение водителей и пешеходов предоставлять преимущество подобному транспорту. И идет подросток. Мы сначала думали, что он просто не видит. Но когда включили спецсигналы, оказалось, не слышит. Он совершенно ни на что не реагировал, идя через пешеходный переход. Потом, когда его остановили, увидели, что он не просто в капюшоне, еще и в наушниках.
Этому нужно уделять, конечно, особое внимание, в связи с появлением гаджетов, заполонивших нашу жизнь. На дороге они мешают как водителям, так и пешеходам. Подростки еще не до конца осознают опасность такого увлечения на проезжей части. И, раз мы заговорили о подростках, хочу напомнить о таком виде травм как мототравмы. Дело в том, что для подростков сейчас это довольно доступный вид транспорта: скутеры, мопеды, мотоциклы. Если пешеход и падает, то не на такой скорости, как падает человек с мотоцикла. Даже если мотоциклист просто падает с мотоцикла, без участия автомобиля и ДТП, он получает очень серьезные травмы. Мы этому вопросу уделяем большое внимание при встрече с родителями и убеждаем их не покупать подросткам мототранспорт. Мы много работаем с байкерами, то есть с профессиональными мотоциклистами, они никогда не нарушают правила, они знают, к чему это потом может привести. А вот с подростками в этом плане сложнее.
— По статистике, использование мотоциклетных шлемов снижает риск гибели в ДТП на 40%, а получения тяжких травм на 70%.
— (ВП) Где-то порядка 6-7 лет назад было ДТП: молодой человек младше 15 лет на мопеде катал девушку и догнал камаз. Девушка незадолго до этого успела соскочить и отделалась минимальными травмами, а ребенок погиб, спасти его не удалось. И что вы думаете, где-то два года назад, дежуря в приемном отделении больницы на Хуторской, я вновь встречаю эту маму, когда она вновь поступила на госпитализацию. Тот мопед старшего ребенка, ясное дело, вдребезги, а младшему ребенку она покупает новый мопед. И в первый день, когда мама подарила мопед, ребенок попадает в ДТП. Травмы, конечно, были полегче, но это к вопросу о том, нужен ли мопед ребенку, и если мама обожглась пять лет назад, потеряв ребенка, зачем покупать эту же игрушку для своего второго ребенка?
— Если ребенок пострадал в результате наезда автомобиля, по логике вещей и по закону, водитель не имеет права покидать место ДТП. Но бывают ситуации, когда люди хватают этого пострадавшего ребенка, и, не дожидаясь приезда скорой помощи, вызвав ее попутно, поговорив с ГАИ, самостоятельно его везут в медицинское учреждение. Будет ли это считаться нарушением? Или в этом случае лучше дождаться приезда скорой помощи?
— (ТВ) Ситуация здесь двоякая: есть правила дорожного движения, есть правила поведения водителя при ДТП. Естественно, водитель при совершении ДТП обязан сообщить в полицию, обязан вызвать скорую помощь. Но бывают ситуации, как вы верно сказали, когда люди хватают ребеночка и везут в больницу. Иногда это может привезти и к летальному исходу, тогда ситуация может быть непоправимой. Мы все-таки настаиваем на том, что нужно соблюдать правила, установленные, и, как это положено, вызвать сотрудников полиции, вызвать скорую помощь.
— Кто информирует родителей в этой ситуации?
— (ТВ) Если у ребенка есть сотовый телефон, и свидетели могут, и сотрудники, которые прибывают первыми — МЧС, ГИБДД. Могут находиться рядом дети, с которыми он был в этот момент. Пытаемся выехать в адрес любыми способами, стараемся найти родителей очень быстро. Иногда родители приезжают уже в больницу.
— Доктор, что скажете по этому поводу? Стоит ли ребенка самостоятельно везти или стоит положиться на то, что скорая помощь приедет быстро?
— (ВП) На данный вопрос нет такого однозначного ответа. Потому как характер травм бывает совершенно разнообразный. Бывает так, что визуально — открытые переломы, видны костные отломки, или ребенок в бессознательном состоянии. Бывает так, что абсолютно стабильное состояние ребенка, то есть он отвечает на вопросы, он в сознании, и человеку со стороны кажется, что ничего не представляет угрозы его жизни. Тогда как у ребенка могут быть незаметные обывательскому взгляду разрыва органов, например. Это чревато развитием тяжелейших осложнений, но в несколько отдаленном периоде.
Необходимо убедиться в том, что оказывая помощь, вы сами не пострадаете, потому как транспортное средство имеет двигатель, имеет топливный бак, которые могут быть нецелостны. Второе — вы должны как можно раньше вызвать скорую помощь, и общаясь с медиками, давать свои комментарии человеку, который находится на проводе и который знает наиболее частые механизмы травмы и даст советы по ожиданию скорой помощи. Потому как если человек самолично возьмет ребенка в крайне тяжелом состоянии и повезет, может произойти все, что угодно. Если это 2-3 километра, это одна ситуация. А если это район? А первое медицинское учреждение, которое может оказать квалифицированную помощь в 20, 30, а в нашей области может быть и в 50 километрах. По дороге могут произойти разные ситуации вплоть до летального исхода. Тогда как у ребенка, когда ссадины, ушибы, перелом, нет необходимости торопиться, и у человека есть 15 минут дождаться уже медицинскую помощь. Поэтому однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Но нужно соблюдать законы: сообщать о факте ДТП, сообщать в скорую помощь и уже по телефону слушать рекомендации, которые будут вам сообщаться.
— Это то, что касается наезда. А то, что касается дорожно-транспортного происшествия? Стоит ли пострадавшего извлекать из поврежденного транспортного средства собственными силами? Или стоит ждать приезда специалистов в виде МЧС?
— (ТВ) Дело в том, что в настоящее время есть нормативы прибытия оперативных служб. И зачастую сотрудники ГИБДД, МЧС прибывают в одно и то же время — это 5-7 минут. Я думаю, стоит подождать сотрудников, в том числе и скорой помощи, конечно. Потому что при столкновении транспортных средств сохраняется и возможность возгорания. Или же у человека перелом позвоночника, и для него будет лучше лежать в том неподвижном виде, в каком он лежал.
— Как вы относитесь к такой мере профилактики, как буклеты и плакаты?
— (ВП) Любая мера, которая применяется для того, чтобы хотя бы на 1 процент снизить детский травматизм, она будет действенна.
— (ТВ) Полностью поддерживаю. Любые методы хороши. По поводу профилактики: её нужно проводить и с детьми, и с родителями, и с водителями. Все ДТП произошли по вине взрослых, даже если и по неосторожности детей. Из 196 ДТП только 36 произошли из-за внезапного выхода ребёнка на дорогу, перехода в неположенном месте. Остальные же произошли по вине взрослых. Ребёнок не может ситуацию в силу возраста предсказать. Мы сейчас не говорим детям: «Видишь зелёный — иди». Мы призываем сначала убедиться в своей безопасности.
— До 4 лет ребёнок не осознаёт, что машина может остановиться мгновенно, до 6 лет плохо ориентируется по звуку, до 8 лет не видит, что происходит сбоку от него. А 9 из 10 замрут на месте или закроют лицо руками, когда увидят несущийся на них автомобиль. Таковы особенности детской психики.
— (ТВ) Хочу обратиться к водителям. Погода неблагоприятная, поэтому будьте аккуратны, соблюдайте дистанцию, скоростной режим. Пешеходы тоже находятся сейчас в невыгодной ситуации. Им нужно быть вдвойне внимательным и убедиться, что водитель их видит. Безопасных вам дорог!