Прошлый сезон стал триумфальным для молодого, но уже маститого гонщика из Курска Николая Карамышева. Впервые в истории России, да и мира, курянин стал абсолютным чемпионом Европы по шоссейно-кольцевым гонкам в самом мощном и зрелищном классе «Touring TC2T» - ETCC 2014. Он побывал на церемонии вручения наград Всемирной Автомобильной Федерации и получил заслуженную награду из рук президента FIA Жана Тодта.
Корреспондент Курского автомобильного портала встретился со знаменитым гонщиком и расспросил его о прошлом, настоящем и будущем.
— Ты с детства хотел стать гонщиком?
— Машины нравились с детства, были любимые марки. Но сейчас для меня машина — это средство передвижения по городу. Только и всего. Спортивную карьеру я начал в кроссе на «ВАЗ — 2108». Года два на кроссе участвовал в Кубке России и Черноземье, а потом перешел в кольцевые гонки. Первые кольцевые гонки, в которых я участвовал, проходили в Курске в рамках этапа RTCC. После этого я только в кольце. Как говорят, королевский спорт.
— А была какая-то машина-мечта?
— Мечтой должна быть не машина, а какое-то стремление. Все финансовые составляющие — это не мечта, это лишь то, к чему нужно стремиться. А мечта — это то, чего человек хочет добиться.
— Какой сейчас у тебя автомобиль?
— У меня самая обычная машина стандартной комплектации. И даже делать ничего не хочется, да и времени нет. Раньше было увлечение — музыку ставить какую-то в машину, но потом желание пропало. По городу не гоняю, бывает, конечно, что нарушаю, но все в рамках разумного. Все мы не без греха.
— А есть приверженность к какой-то марке?
— По работе в основном езжу на внедорожнике. Он более практичен, а места, по которым приходится ездить, быстро убьют легковую машину.
— А какой внедорожник?
— Nissan Patrol.
— Интересные случаи на дороге происходили? Например, застревали? Ходили куда-то за подмогой?
— Это бытовые моменты, у каждого они были. Но чего-то такого сверхъестественного не припомню. Выбирались в основном сами. К автомобилю я отношусь бережно и аккуратно. Люблю порядок и чистоту. Лишних вещей в нем быть не должно. К тому же, я не любитель лишних шумов.
— Многим следовало бы взять пример. А машина затонирована?
— Та, на которой езжу по городу постоянно, нет. Приходится много ездить по трассе. И чтобы глаза не уставали — не тонировал. А вот автомобиль, на котором в выходные могу куда-то выехать, затонирован.
— А была нелюбимая машина? Такая, чтобы хотелось быстрее продать?
— Нет. Да и спортивная машина больше ломается. К ней подход совсем другой. А в легковой машине надо следить, чтобы все было нормально. Потому что сломаться где-то на трассе будет довольно неприятно.
— А спортивные машины должны быть определенной марки?
— Нет, спортивные машины делятся на разные классы. Есть разные виды соревнований, в каждом из которых есть группы. В этих группах соревнуются автомобили с определенными техническими характеристиками. Каждый чемпионат собирает в каждой группе определенное количество участников, создается борьба. Каждый ставит перед сезоном определенные цели, чего хочет добиться. Это может быть Кубок Черноземья, Чемпионат России или же Чемпионат Европы.
В разные годы все по-разному ездит. Есть, грубо говоря, определенный класс, в котором участвуют четыре марки автомобиля — «Сиат», «Хонда», «БМВ» и «Опель». У какой-то из этих машин в этом году технические характеристики немного лучше, чем у других. И смотришь, в какой класс лучше идти, в каком есть возможности для победы. У каждого спортивного автомобиля есть свой характер, стиль. И к каждому автомобилю нужен свой подход.
— А помнишь свою первую победу на серьезных соревнованиях?
— Победа состоит из побед на разных этапах. И каждый этап — это определенное количество очков, которые ты пытаешься набрать. К каждой гонке надо подходить со здравой головой, чтобы никакие эмоции не преобладали над тобой. Вот так, со здоровой головой, я и стал Чемпионом Европы.
— Происходили на трассе какие-то неприятные моменты?
— Всякое бывало. Заканчивался бензин за 600 метров до финиша, горели автомобили, колеса откручивались, взрывались. Как-то раз на испытаниях автомобиля перед соревнованиями постоянно взрывалось правое колесо на скорости 180 - 200 км/ч. И что самое интересное, диск ни разу не повредился.
— Есть ли у тебя помощники, проверяющие состояние автомобиля перед выездом на трассу?
— Конечно, есть. В прошлом году у меня был инженер англичанин, механики и телеметрист из Испании. Этим составом мы ехали по чемпионату. Вообще в автоспорте многое зависит от настроек — они дают результат.
— То есть на соревнования ты везешь машину из Курска?
— Сейчас у меня две спортивные машины — в Курске и Испании. Мне нет смысла возить авто за пять тысяч километров.
— Когда следующий этап?
— Этот летний период мы пропускаем, планируем выезжать только зимой. Так что уже сейчас готовимся к следующему сезону.
— Это будет турнир европейского масштаба?
— Пока не знаю, посмотрим. Может быть, и мировая серия, а может быть, европейская, но не та, в которой я участвовал.
— А как проходит подготовка к соревнованиям?
— Если в эти выходные у меня гонка, то на трассу мы приезжаем в понедельник и катаем тесты, чтобы настроить машину конкретно под эту трассу. Это только кажется легко: газ нажал и поехал. Проблема в том, что в кольцевых гонках каждый круг нужно проезжать стабильно. Большие скорости, сильно стирается резина, подтираются тормоза, и понять настройки автомобиля сложно.
— А в гараже у тебя сейчас сколько машин для соревнований?
— Две спортивные машины — летняя и зимняя. Из последних увлечений для души — сборка ретро-автомобилей. Например, есть машина «Волга», над которой 4 месяца трудились в малярной. У меня есть один мастер, который делает просто невозможные вещи. Например, как-то на скорости 150 км/ч на зимнем автомобиле «Лада Калина» я врезался в другую машину, разбил «Ладе» всю «морду». Приехали в Курск в понедельник, а в четверг уже все было готово, только покрасить не успели. Но все было на ходу.
— Ты так спокойно рассказываешь о ситуациях, когда перевернулись, врезались...
— Всякое бывает. И смерти на трассе тоже. Но через автоспорт вырабатываются правила безопасности на дорогах. В спорте много систем безопасности: костюм, который выдерживает до трех минут в открытом пламени, шлем, ремни безопасности, система Ханса, которая предотвращает перелом шеи.
— Ты всегда испытываешь выброс адреналина за рулем?
— Выброс адреналина испытываю только на трассе и больше нигде. Мотоциклисты, которые гоняют у нас по городу без всяких правил, все время пытаются кого-то удивить. Но это приводит только к печальным последствиям.
— Есть ли разница в культуре вождения между Россией и Европой?
— Я не вижу особых отличий. В Германии, к примеру, спокойно вожу сам.